Чистку бытового газового котла перед началом отопительного сезона необходимо проводить в обязательном порядке. Для котлов, работающих круглогодично, такая процедура проводится не реже одного раза в год. Сгорание газа в оборудовании с частично засоренными дымоотводящими каналами происходит в неправильном режиме, что только усугубляет ситуацию, еще более засоряя котел копотью. Результат — отравление жильцов угарным газом. К слову, автоматика по тяге способна отработать только в случае засорения дымохода, но не в случае засорения каналов самого котла. Потому не стоит надеяться исключительно на автоматику и пренебрегать чисткой.

Важно знать, что газоопасные работы должны выполняться исключительно представителями специализированных организаций, имеющих соответствующие разрешения. Данная работа предоставлена исключительно в ознакомительных целях, однако позволит владельцу газового котла проконтролировать качество выполненных газовой службой работ.

Подготовка к работе

Для выполнения работ по чистке газового котла потребуется следующий набор инструмента:

  • рожковые ключи № 8, 9, 10, 13 и 17;
  • отвертка с плоским шлицем;
  • щетка;
  • щетка по металлу;
  • ершик.

Переходим к чистке колонки

Перекрываем кран подачи газа к котлу. Ключом № 10 откручиваем винт крепления под дверцей котла и снимаем дверцу.

Отсоединяем провод, соединяющий пьезоэлемент и электрод розжига.

Ключом № 10 откручиваем фиксатор термопары. Ключом № 9 откручиваем термопару от клапана.

Примечание: необходимо следить, чтобы термопара во время откручивания не проворачивалась.

Отмечаем глубину вхождения форсунки в основную горелку, чтобы не нарушить настройку котла.

Ключом № 17 откручиваем гайку крепления медной трубки от горелки к клапану. Ключом № 10 откручиваем электрод розжига от пилотной горелки и медную трубку от пилотной горелки и клапана. Отверткой с плоским шлицем откручиваем два винта крепления пилотной горелки.

Прокладка, установленная под пилотной горелкой, пришла в негодность. Ее необходимо будет заменить.

Извлекаем форсунку из пилотной горелки.

Откручиваем четыре винта крепления основной горелки к корпусу котла и винт крепления корпуса, чтобы иметь возможность извлечь основную горелку.

Опуская основную горелку вниз, извлекаем медную трубку из клапана.

Извлекаем основную горелку.

Вынимаем гильзу термометра из корпуса котла.

Ключом № 10 откручиваем четыре винта крепления верхней крышки котла и снимаем ее и лист изоляции под ней.

Откручиваем две гайки крепления газохода к корпусу котла.

Снимаем клеммы с датчика тяги.

Снимаем газоход.

Извлекаем завихрители из теплообменника котла. Очищаем их щеткой. При необходимости, пользуемся щеткой по металлу.

Очищаем наружную часть теплообменника щеткой по металлу. Прочищаем каналы теплообменника ершиком на полную глубину. Прочищаем нижнюю часть теплообменника щеткой. Также очищаем зазор между корпусом котла и полом. Очищаем отслоившийся мусор с помощью пылесоса.

Ключом № 13 отпускаем винт, фиксирующий глубину вхождения форсунки в основную горелку и извлекаем ее.

Очищаем горелку ершиком и щеткой, прочищаем ее отверстия пылесосом. Очищаем газоход от пыли снаружи и изнутри.

Прочищаем наружную поверхность форсунки щеткой, затем чистим отверстия форсунки иглой или проволокой.

Примечание: игла должна быть меньшего диаметра, чем диаметр отверстия форсунки. Даже незначительное увеличение диаметра отверстия форсунки может повлиять на режим горения.

Устанавливаем основную горелку на место.

Устанавливаем медную трубку с форсункой и наживляем ее гайку на газовый клапан.

Только после этого закрепляем форсунку на горелке по метке ключом № 13.

Примечание: такая последовательность необходима для того, чтобы не сорвать резьбу в теле клапана.

Окончательно зажимаем гайку медной трубки ключом № 17.

Прочищаем пилотную горелку щеткой по металлу.

Так должна быть установлена термопара в пилотной горелке (кончик термопары напротив языка пламени).

Устанавливаем пилотную горелку на новую прокладку.

Перед установкой форсунки в пилотную горелку, ее необходимо немного притереть к наконечнику медной трубки для лучшей герметизации. Форсунку также следует прочистить или продуть.

Присоединяем медную трубку к пилотной горелке и к клапану ключом № 10.

Остальные детали котла собираются в обратном порядке. Электрод розжига при присоединении не следует зажимать ключом, достаточно сделать это от руки, т. к. он выполнен из керамики и может легко треснуть.

Производим контрольное обмыливание всех соединений. Проверить герметичность присоединения медных трубок к основной и пилотной горелкам удастся только при включении котла.

Результат проделанной работы

Данный котел прочищается регулярно каждый год перед отопительным сезоном. Критических загрязнений при прочистке обнаружено не было, однако видно, что грязь в течение года накапливается. Необходимость проведения такой процедуры очевидна. После прочистки котел легко разжигается, хорошо набирает температуру.

Р.S. На фотографиях котла видны следы обгоревшей краски в районе смотрового окошка. Это явный признак недостаточной тяги либо загрязнения каналов котла. В данном случае проблема давно устранена, но следы, к сожалению, остались.